Система цифровой маркировки – это база данных, где регистрируются все препараты, поступающие в оборот в Узбекистане. А еще это инструмент поэкземплярного учета продукции, национальный аналог Track & Trace.
В системе аккумулируется информация о производстве и обороте товаров. Это позволяет отслеживать их движение по логистической цепочке и защищать цепочку от «вброса» контрафактной продукции.
В Узбекистане алкоголь, табачная продукция, бытовая техника и лекарства перед выходом на рынок уже маркируются DataMatrix-кодами. На очереди вода и прохладительные безалкогольные напитки.
На страже жизни и здоровья
По данным ВОЗ, за последние годы доля контрафакта в фармацевтическом секторе выросла на 15%. Речь практически всегда идет о некачественных препаратах, произведенных без соблюдения необходимых технологий. Такие лекарства не только не лечат, но и часто наносят непоправимый вред здоровью людей. Цифровая маркировка ставит заслон на пути такой продукции.
В 2022 году цифровая маркировка стала обязательной для 90% лекарств, поступающих на рынок республики. Оставшиеся 10% – это так называемые орфанные препараты, применяемые для лечения редких болезней, и лекарства, зарегистрированные в Узбекистане по процедуре признания. То есть это препараты, одобренные в США, Европе и других развитых странах). Для них цифровая маркировка введена в 2023 году.
В полную силу система заработает с конца 2023 – начала 2024 года. К этому времени она будет фиксировать движение каждой упаковки от производителя до аптеки, а препараты, которые были произведены до старта маркировки, уйдут с рынка.
Какие препараты маркируют в Узбекистане
За год после старта обязательной цифровой маркировки выдано более 800 млн кодов на лекарственные средства. Из них 300 млн – местным производителям. Также в системе появилось 573 иностранных держателя регистрационных удостоверений.
Согласно постановлению Кабинета министров № 149 от 02.04.2022, лекарства из перечня Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Узбекистана, предельная отпускная цена на которые не превышает 1% от базовой расчетной величины, маркируются бесплатно. Всего выдано 76 млн бесплатных кодов.
На сегодня в Узбекистане маркируются уже три группы препаратов: в первичной упаковке, вторичной упаковке и орфаны.
В базе Агентства по развитию фармацевтической отрасли насчитывается более 35 тыс. регистраций, но в системе цифровой маркировки их пока только 13 тыс.
За время существования цифровой маркировки проработан механизм работы с оптовыми и розничными продавцами. Некоторые аптеки в Узбекистане уже добавили поле кода маркировки в кассовые чеки. Ряд аптек научился выводить лекарства из оборота. Некоторые дистрибьюторы оформляют агрегационные импортные таможенные коды и вводят в оборот импортные препараты с маркировкой.
Также за это время успешно заработала система трекинга лекарств. Так что теперь можно запросто отследить путь препарата от производителя до конечного потребителя.
Сегодня 90% местных фармкомпаний отправляют отчеты об агрегации, которая связывает уникальные серийные номера лекарств с уникальными кодами разных уровней упаковки. Агрегация не только позволяет отслеживать препараты, но и упрощает учет товаров и складских операций.
Импорт, экспорт и локализация
По данным Агентства по развитию фармацевтической отрасли, производство препаратов с 2018 по 2023 год выросло на 127%, с 1,4 трлн до 5,2 трлн сумов.
Также наблюдается позитивная динамика локализации фармпродукции.
По плану в 2022 году локализация должна была составить 1,9 трлн сумов, в действительности цифры оказались выше –2,1 трлн сумов. В этом году локализация должна достигнуть 3 трлн сумов, а в следующем – 3,6 трлн сумов.