Узбекистан: Реформы и социальные изменения 2017-2023 — отчет ЦЭИР

Узбекистан

Снижение бедности, поддержка предпринимательства и улучшение уровня жизни через целенаправленные социальные программы. Достигнутые результаты за период 2017-2023 года, система «Махаллабай» и оценка ЦЭИР ее продуктивности.

Фото: Иллюстрация

С 2017 года Узбекистан активно реформирует экономику и социальную сферу, уделяя особое внимание борьбе с бедностью и улучшению уровня жизни населения. Запуск программы «Махаллабай» и другие реформы привели к значительному снижению бедности и созданию новых возможностей для развития семейного предпринимательства.

2017-2023: Достигнутые результаты

С 2017 года Узбекистан начал масштабные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности страны. Эти преобразования включали экономические реформы, которые способствовали росту и стабильности, а также меры, направленные на сокращение бедности и обеспечение того, чтобы выгоды развития доходили до всех слоев общества.

В Послании Президента от 24 января 2020 года было официально признано, что бедность является одной из ключевых проблем, требующих решения. В марте того же года был подписан указ о сокращении бедности, что стало важным шагом в борьбе с этой проблемой. В 2019 году ВВП на душу населения составлял 1800 долларов США, а население Узбекистана достигло 34 миллионов человек. Около 6 миллионов человек находились за чертой бедности к концу 2020 года.

По данным Министерства занятости и борьбы с бедностью, 41% трудоспособного населения страны занято в неофициальном секторе, что затрудняет доступ к социальным льготам. Ключевым достижением стало создание первой национальной черты бедности в сотрудничестве со Всемирным банком. Эта мера позволила более точно оценивать бедность и эффективность государственной политики.

Система социальной защиты также подверглась реформированию. Введен «Единый реестр социальной защиты», который улучшил доступность социальных пособий. Количество получателей пособий увеличилось с 500 000 семей в 2017 году до 2,3 миллионов в 2023 году.

Система «Махаллабай»

С момента создания Министерства по борьбе с бедностью в 2020 году одной из самых значительных реформ стала система «Махаллабай», направленная на решение социальных и экономических проблем на уровне местных сообществ. В рамках этой программы были созданы новые категории чиновников: «помощники хокима», «женские активистки», «лидеры молодежи» и «социальные работники».

Программа «Махаллабай» с 2022 по 2024 годы стала важным источником финансовой поддержки для развития семейных предпринимательских инициатив. За этот период было выдано малых займов на сумму 1,7 миллиарда долларов, что позволило создать 977,6 тысячи новых семейных предпринимательских инициатив. Для поддержки этих инициатив также было выделено около 52 миллионов долларов в виде субсидий для 152 000 человек.

Инициатива «Женская тетрадь» оказала помощь 1,5 миллиона женщин, помогая им развивать свои бизнес-идеи и улучшать материальное положение. Программа «Железная тетрадь» предоставила поддержку 610 тысячам граждан, включая тех, кто находится в сложных жизненных обстоятельствах. Эти программы показали высокую эффективность в улучшении уровня жизни населения и создании новых возможностей для самозанятости.

Сокращение бедности в Узбекистане

С начала 2021 года уровень бедности в Узбекистане снизился с 17% до 11%, что является значительным шагом на пути к цели сократить бедность до 5% к 2030 году. Это снижение стало возможным благодаря системным реформам в экономике и социальной политике страны.

Реальный рост средней заработной платы за период с 2017 по 2023 год составил 47%, что значительно улучшило финансовую стабильность граждан. Уровень жизни также улучшился: владение домашними активами, такими как кондиционеры, компьютеры и автомобили, выросло. Например, доступ к интернету в домах увеличился до 89% к 2023 году, что в два раза больше по сравнению с 2017 годом.

Количество студентов в вузах увеличилось с 9% до 40% за указанный период, а охват детей в возрасте 3-6 лет детскими садами вырос с 25% до 70%. Эти показатели свидетельствуют об улучшении доступа к образованию. Доступ к технологиям 3G и 4G увеличился с 35% в 2017 году до 98% в 2023 году, что указывает на расширение цифровой инфраструктуры в стране.

Кроме того, все школы страны теперь обеспечены электричеством, интернетом, компьютерами и базовыми санитарными условиями, а 84% учебных заведений имеют доступ к воде на своей территории, что улучшает условия обучения для школьников.

Оценка ЦЭИР продуктивности «махаллабай»

Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) провел исследование, оценивающее продуктивность программы «Махаллабай» и работу помощников хокимов. Согласно результатам, только 3,6% всех помощников хокимов составляют женщины, что подчеркивает значительный гендерный дисбаланс в системе.

В рамках программы «Махаллабай» 7,9% выданных кредитов были классифицированы как невозвратные. В период с 2022 по 2023 год благодаря деятельности помощников хокимов было трудоустроено 424 тысячи граждан, из которых 23% принадлежат к семьям с низким уровнем дохода.

Одним из факторов, повлиявших на улучшение занятости в махаллях, стало снижение безработицы как причины бедности с 31% до 24%. Также заметно снизилась доля бедных семей из-за отсутствия профессии и образования — с 36% до 18%. Наличие людей с ограниченными возможностями в семье как причина бедности уменьшилось с 18% до 9%.

Мониторинг кредитов, проводимый 4-6 раз в месяц, привел к снижению доли невозвратных кредитов. Было установлено, что увеличение среднего размера кредита на 1% приводит к увеличению доли невозвратных кредитов на 0,25% на 1000 жителей. Средний размер кредита для семейного предпринимательства составил 24 миллиона сумов (около 2000 долларов США).

Многомерная бедность в Узбекистане

Важным шагом в борьбе с бедностью стало признание концепции многомерной бедности. Национальный индекс многомерной бедности (MPI), разработанный при поддержке ПРООН, Оксфордской инициативы по проблемам бедности и ЮНИСЕФ, показал, что основными факторами бедности в Узбекистане являются уровень образования (13,7%), продовольственная безопасность (11,7%) и неформальная занятость (11,5%).

Наименьший вклад в многомерную бедность вносят такие факторы, как доступ к технологиям (3,1%), качество жилья (3,9%) и перенаселенность (4%). В 2023 году были разработаны специальные методики для оценки детской бедности. Отчет «Национальный анализ множественных перекрывающихся деприваций (N-MODA) для Узбекистана» стал важным инструментом для разработки политик, направленных на снижение уровня детской бедности.

В 2024 году правительство Узбекистана интегрировало данные Агентства по статистике в методику оценки многомерной бедности для совместного анализа монетарных и многомерных показателей бедности.

Материалы по теме