Формирование эффективной модели развития компетенций государственных служащих: опыт Узбекистана

Узбекистан

Современные социально-экономические и технологические изменения требуют трансформации подходов к подготовке и развитию государственных служащих. В условиях цифровизации и растущих вызовов государственного управления формирование управленческих компетенций становится ключевым фактором повышения эффективности работы государственных органов. В частности, внедрение инновационных технологий, таких как big data и автоматизированные системы анализа, открывает новые возможности для оптимизации управления кадровыми ресурсами.

Фото: Иллюстративное / Открытые источники

Современные вызовы, такие как цифровая трансформация, глобализация, усиление конкуренции и рост общественных ожиданий, требуют от государственных служащих высокой квалификации, гибкости и умения оперативно реагировать на изменения, информирует начальник управления Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан Комол Гафуров.

Во многих странах мира приоритетным направлением государственной политики становится развитие компетенций кадров государственного аппарата.

Республика Узбекистан, стремясь к созданию современного и эффективного государственного управления, активно внедряет международные практики и разрабатывает собственные модели развития компетенций государственных служащих.

Центральное место в этом процессе занимают реформы, направленные на повышение качества подготовки кадров, внедрение компетентностного подхода и развитие новых управленческих и профессиональных навыков.

С 2022 года Агентство по развитию государственной службы при Президенте Республики Узбекистан совместно с министерствами, ведомствами и территориальными органами управления, с привлечением международных экспертов приступили к разработке модели компетенций государственного гражданского служащего.

Для этого были проанализированы более 40 текстов докладов и поручений Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева, нормативно-правовые акты по стратегическому развитию Республики Узбекистан, изучен опыт 14 зарубежных стран и 5 международных организаций, имеющие отношение к разработке компетенций.

При разработке данной модели компетенций применялась методика анкетирования. Проведено анкетирование более 350 руководителей высшего и среднего звена, заместителей министров, начальников департаментов, управлений и отделов, были проведены интервью с более чем 50 заместителями хакимов областей и хакимов районов и городов.

На основе проведенного исследования разработана модель компетенций, состоящая из 10 наиболее важных компетенций, необходимых для обеспечения высокоэффективной деятельности государственных гражданских служащих.

Это:

Лидерство в команде — способность вдохновлять, направлять и поддерживать других членов команды для достижения общих целей

Нацеленность на результат умение четкое понимание желаемого исхода, стремление к его достижению и способность преодолевать трудности на пути к успеху

Стратегическое мышление умение оценивать ситуацию, замечать нюансы, анализировать данные, находить нестандартные решения и делать выводы

Умение определять цели способность чётко формулировать и осознавать, чего именно хочется достичь, а также планировать шаги для достижения поставленных задач

Умение решать проблемы умение эффективно справляться с трудностями, находить оптимальные решения и добиваться целей даже в условиях неопределенности

Управление изменениями умение адаптироваться к новым условиям, технологиям, процессам или структурам

Умение принятия решений умение принятия своевременных решений с учетом соответствующих фактов, задач, целей, ограничений, рисков и противоречивых точек зрения

Саморазвитие умение активного и целенаправленного улучшения знаний, навыков, личных качеств и мировоззрения

Инициативность умение брать на себя ответственность, предлагать идеи и предпринимать шаги для достижения целей,  часто выходя за рамки привычных обязанностей

Упорство умение действовать решительно и настойчиво, предвидя потенциальные проблемы и риски

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 октября 2024 года за № 629 организована деятельность Центра оценки руководящих кадров, основной целью которой является оценка эффективности деятельности, знаний и навыков руководящих кадров на основе современных технологий, интеграция, анализ и создание возможностей для управления результатами, иными словами оценка компетенций.

Для этого Центр планирует осуществлять следующие мероприятия:

  • разрабатывать модели компетенций для государственных гражданских служащих в зависимости от направлений деятельности государственного органа и иерархии должностей, с определением ключевых индикаторов эффективности в рамках моделей компетенций;

  • на основе разработанной модели компетенций проведение комплексной личностно-профессиональной диагностики по оценке государственных гражданских служащих;

  • на основе результатов оценки компетенций разработка индивидуальных траекторий личностно-профессионального развития государственных гражданских служащих;

  • создание и внедрение новых методов оценки компетенций, постоянное обновление и внедрение современных подходов к оценке;

  • оценка кандидатов на государственную службу, проведение тестирования профессиональных знаний, ценностей и интеллектуального потенциала, организация психологических опросов для кандидатов на руководящие позиции;

  • мониторинг и прогнозирование потребностей в кадрах, прогнозирование кадровых потребностей и управление процессами подбора и назначения сотрудников.

Надо признать, что в современном мире человеческий потенциал – его знания и умения, способность действовать самостоятельно, гибко реагировать на изменяющиеся условия, идти к намеченной цели, несмотря на обстоятельства, умение сотрудничать и другие навыки оказывают решающее влияние на развитие любого государства.

 Индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности имеют решающее значение в государственной службе. Чем выше компетентность (знания, умения и навыки) государственного служащего, тем эффективнее будет данная система.

Исходя из этого, следует понимать, что для развития государственной службы в первую очередь следует развивать самих государственных служащих. Для этого необходимо постоянное повышение профессиональной квалификации.

В этом смысле, на сегодняшнем этапе реформ формирование нового корпуса профессиональных государственных служащих в Узбекистане, повышения их квалификации, повышение качества и эффективности их деятельности является одной из приоритетных задач государственной политики.

Статья 12 Закона Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» гласит, что государственные служащие обязаны регулярно повышать свою профессиональную компетентность. Иными словами, государственный служащий должен надлежащим образом реализовывать полномочия организации.

Для этого он должен обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями для выполнения своих обязанностей.

С 2021 по 2024 года проведено более 415 учебных курсов и тренингов, на которых приняли участие свыше 166 тысяч государственных служащих.

В частности за 2024 год 1 166 кандидатов включенных в Национальный кадровый резерв, 494 кандидатов включенных в Резерв перспективных кадров, 807 руководителей структурных подразделений, работающих в центральных аппаратах министерств и ведомств, 1 644 руководителя среднего и нижнего звена, 363 руководителей структур, ответственных за кадровую работу в министерствах, ведомствах и органах местного самоуправления, 464 руководителя, работающих в системе Народных приемных, 1 343 специалистов районных (городских) хокимиятов, 52 вновь назначенных руководителей секторов местных органов власти, 51 сотрудников министерств и ведомств, ответственный за работу с международными рейтингами и индексами прошли повышение квалификации основанные на компетентностном подходе.

На ряду с этим работают следующие специальные программы подготовки «Школа женщин-руковдителей» «Школа подготовки хакимов» «Маҳалла еттилиги» которые направлены на повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащий.

Здесь нужно особо отметить, что разработанная модель компетенций явилась основной направляющей в разработке учебных программ курсов повышения квалификации госслужащих. Учебные курсы соответствуют структуре компетенций, фокусируясь на основных навыках для всех государственных служащих, включая лидерские компетенции.

Сегодня стремительно меняющиеся политические, экономические, культурные, просветительские, идеологические процессы ясно показывают, что ни одна страна не может развиваться отдельно от других.

В этом контексте любая страна, стремящаяся к процветанию во всех сферах, стремится наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. В Узбекистане на основе взаимовыгодного сотрудничества реализуются проекты международных организаций, направленные на повышения качества государственной гражданской службы со следующими международными партнёрами и организациями:

Проект ПРООН «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана».

Проект GIZ «Адекватное государственное управление» по повышению эффективности местного самоуправления.

Проект USAID «Развитие местного государственного управления» в Узбекистане.

Помимо этого, в рамках международных программ систематически организуются зарубежные стажировки в Федеративную Республику Германия, Китайскую народную республику, Турецкую Республику, Республику Корея и т.п.

Активно внедряются современные информационных технологий в процесс формирования управленческих компетенций государственных гражданских служащий.

В частности, разработаны и внедрены дистанционные курсы повышения квалификации для государственных гражданских служащих — «Введение в государственную службу», «Этика государственного гражданского служащего» и «Основы экономических знаний».

В течении последних шести месяцев данные курсы прошли 7 441 государственный служащий, успешно повысив свои компетенции и получив соответствующие сертификаты.

В основе всех этих проектов в той или иной степени реализуются мероприятия по формированию эффективной модели развития компетенций государственных служащих.

В проекте государственной программы на 2025 год предусматривается внедрение модели компетенций и системы оценки профессиональных компетенций на руководящие должности республиканских и местных органов исполнительной власти, государственных коммерческих банков и бизнес-ассоциаций.

Реализация эффективной модели развития компетенций государственных служащих в Узбекистане послужит основой улучшений в системе государственного управления и в первую очередь повышению качества предоставления государственных услуг.

Компетентные госслужащие лучше понимают потребности граждан и организаций, что обеспечивает более качественные, оперативные и доступные услуги, а также сокращает бюрократические барьеры за счет внедрения цифровых навыков и оптимизации рабочих процессов.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.