Безработица, востребованные специальности и гендерные стереотипы: как выглядит рынок труда Узбекистана

Новости

Взгляд.uz разбирает, как обстоит ситуация с безработицей, какие специальности признаны востребованными и что отмечают международные организации о рынке труда Узбекистана.

Безработица — экономическая проблема, с которой сталкиваются все государства на определенных этапах развития. Какой процент безработных в Узбекистане, какие профессии признаны самыми востребованными и каким  рынок труда страны представляется в отчетах международных организаций — разбираем в материале.




Процент и динамика безработицы 

С начала года в трудоустройстве нуждаются 1,4 млн человек. Согласно представленной статистике, можно выделить следующие показатели:

  • процент молодежи, нуждающейся в работе, составил 14,9%;

  • количество безработных женщин в Узбекистане — 12,8%;

  • 4,4 млн узбекистанцев являются экономически неактивными;

  • 438 тысячам безработных презентовали вакансии.


На данный момент общий уровень безработицы достиг 9,1%. Примечательно, что с начала 2021 года до ноября, то есть за девять месяцев, в Узбекистане уровень безработицы снизился до 9,4%. Таким образом, наблюдаются небольшая положительная динамика.




Читайте также: Безработица и переквалификация кадров: о трудовом рынке Узбекистана




Чтобы молодежь и другие слои граждан оставались в республике, нужно наличие рабочих мест с достойной оплатой труда, равноценной заработку за рубежом. Отлично подойдут для этого плодоводство и овощеводство, IT-сфера, — отметил доктор экономических наук Леонид Холод.





Среднемесячная зарплата

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Узбекистане в 2021 году составила 3 миллиона 208 тысяч сумов. Согласно представленной Госкомстатом статистике, на размер заработной платы существенно влияет вид деятельности. Так, например, выделяют следующие показатели:

  • высокую среднемесячную зарплату можно получить, работая в банковской, страховой, лизинговой и кредитнопосреднической деятельности — 8 292,9 тысяч сумов;

  • в сфере информации и связи среднемесячная зарплата достигает 5 572,2 тысячи сумов;

  • в сфере перевозки и хранения — 4331,6 тысяч сумов;

  • в сфере образования — 2 313,1 тыс. сумов;

  • в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг — 2 157,8 тысяч сумов.


Высокие темпы роста среднемесячной заработной платы в 2021 году по сравнению с предыдущим годом были зафиксированы в Сурхандарьинской области — 130,3%, городе Ташкент — 123,1% и Кашкадарьинской области — 122,1%.




Рынок труда и востребованные специалисты

Анализ текущего спроса на кадры позволяет принимать меры, направленные на сокращение риска несоответствия спроса и предложения на рынке труда путем изменения выпуска профессиональных кадров. Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провели исследование по формированию спроса на кадры, а также прогноза занятости на рынке труда Узбекистана до 2026 года. В результате были выявлены тенденции развития спроса, а также представлены конкретные цифры, отражающие изменения в различных секторах.

Промышленность. Доля занятых в промышленности к 2026 году составит 17,2% против 13,6% в 2020 году. Ежегодно для данной отрасли будет требоваться в среднем 150 тысяч человек.

  • При этом самая высокая доля занятых в промышленности будет приходиться на такие регионы, как Навоийская (28,9%), Ташкентская (22,8%), Ферганская (19,6%) области и город Ташкент (20,3%).


Сельское хозяйство. Доля занятых в этой отрасли сократится с 26,7% (тем не менее, численность будет расти) в 2020 году до 24,2% в 2026 году. Низкая потребность в кадрах для данной отрасли обосновывается высвобождением занятого населения из сельского хозяйства и привлечением его в производство.

  • Самая высокая доля занятых в сельском хозяйстве будет наблюдаться в Сырдарьинской (46,8%), Джизакской (41,8%) и Сурхандарьинской (36,3%) областях.


Сфера услуг. Учитывая приоритетные направления развития сферы услуг к 2026 году, доля занятых в этой отрасли составит 58,6%. Ежегодная потребность в кадрах для данной отрасли составит в среднем 220-250 тысяч человек.

  • По прогнозным оценкам к 2026 году больше всего сфера услуг будет развита в Ташкенте – доля занятых в сфере услуг в столице составит 79%, в Наманганской области – 62%, Кашкадарьинской – 62% и Республике Каракалпакстан – 60%.


Таким образом, в перспективе для рынка труда Узбекистана нужны высококвалифицированные кадры — медики, инженеры, технологи, программисты и квалифицированные учителя.

IT-сфера. Как сообщает Spot со ссылкой на  PR-службу сайта HeadHunter, за год спрос на IT-специалистов вырос на 79%. Наблюдается также рост зарплат специалистов.




Читайте также: Влияние 4-х дневной рабочей недели на производительность труда: по следам международного опыта




Так, предложения по зарплатам для работников IT увеличились на 24%. Зарплатные ожидания IT-специалистов также выросли за год в 3,5 раза (+256%).

  • В среднем работодатели устанавливают месячную заработную плату для работников в сфере IT в размере 6 млн сумов.


В 2021 году в сфере IT наиболее востребованными были работники следующих специальностей:

  • Программисты и разработчики (54%);

  • IT-инженеры (23%);

  • Системные администраторы (20%);

  • Web-мастера (17%) и Web-инженеры (15%).






Читайте также: Преимущества IT-визы и спрос на востребованных специалистов: актуальные нововведения




Рынок труда в международных отчетах

В международных отчетах о рынке труда Узбекистана все чаще поднимается тема гендерной дискриминации, а также разрыва в оплате труда мужчинам и женщинам.

Заработная плата. По данным отчета МОТ за 2020 год, большинство женщин работают в сфере образования, здравоохранения и социальном секторе. Именно в этих отраслях зафиксирована самая низкая заработная плата.

Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о положении женщин в здравоохранении, в здравоохранении наблюдается значительный гендерный разрыв в оплате труда, чем в других секторах экономики. Так, отмечена мировая тенденция, что женщины, работающие в сфере здравоохранения, зарабатывают почти на 25% меньше, чем их коллеги-мужчины.

Среди причин авторы отчета называют дискриминацию в отношении женщин, которые составляют почти 70% работников здравоохранения во всем мире. При этом зарплаты в данной сфере в целом ниже, чем в других секторах экономики. Но объективные причины, по которым зарплата женщин на четверть меньше, чем у мужчин, все еще остаются необъясненными.
Сектор здравоохранения пережил низкую заработную плату в целом; это связано с большим гендерным разрывом в оплате труда и сложными условиями труда. Пандемия COVID-19 продемонстрировала, насколько жизненно важна эта сфера и ее работники для поддержания семьи, общества и экономики, — отметила директор Департамента условий труда и равенства МОТ Мануэла Томеи.

Внутри стран гендерный разрыв в оплате труда, как правило, можно объяснить следующей закономерностью: среди высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов — преимущественно мужчины, в то время как женщины преобладают в категориях с более низкой оплатой труда.
Мы не можем иметь более качественные медицинские услуги и услуги по уходу без лучших и более справедливых условий труда, включая более справедливую заработную плату для работников здравоохранения и ухода, большинство из которых составляют женщины, — заключает Мануэла Томеи.

Гендерная сегрегация. В 2017 году доля женщин среди управленческого персонала составляла лишь 1,7%. В 2018 году женщины занимали 27% руководящих должностей, исключая малые предприятия и микропредприятия, причем за последние десять лет никаких существенных изменений не произошло. Что касается горизонтальной сегрегации, то чрезмерно большое количество женщин заняты работой по уходу за детьми и домашним хозяйством.




Читайте также: Женщины в бизнес-среде: как проходит масштабная поддержка женщин-предпринимателей в Узбекистане




Гендерные стереотипы. Всемирный банк в своем исследовании обратил внимание на дискриминацию как женщин, так и мужчин при приеме на работу.
Работодатели в Узбекистане часто имеют гендерные предпочтения в отношении определенных видов должностей, что может негативно повлиять на перспективы трудоустройства как мужчин, так и женщин. Гендерная сегрегация часто вынуждает женщин работать на более низкооплачиваемых должностях, что приводит к снижению уровня заработной платы женщин, — говорится в отчете.

Гендерные стереотипы в Узбекистане, вероятно, способствуют укоренению профессиональной сегрегации и могут привести к тому, что женщины будут занимать низкооплачиваемые должности, такие как секретарь или косметолог, а мужчины — должности с более высоким доходом, такие как сварщик, авторемонтник и IT-специалист.

Профессиональная сегрегация, помимо ее влияния на отдельных работников, ограничивает оптимальный подбор для них рабочих мест, где они могут наилучшим образом использовать свои навыки и реализовать свои амбиции. Комплексный анализ, проводимый Блау и Ках (2016) и посвященный тенденциям в гендерном разрыве в оплате труда с 1980 года, объясняет половину существующего разрыва тем, что женщины в сравнении с мужчинами работают в других отраслях и профессиях. Если мужчин и женщин подталкивают к выбору профессии на основе общественных определений «мужественности» и «женственности», то работники имеют меньше возможностей на рынке труда устроиться на должности, которые наилучшим образом соответствуют их навыкам и стремлениям.

  • Таким образом, высокая распространенность дискриминации такого рода способствует гендерному разрыву на рынке труда Узбекистана и ограничивает прогресс в достижении целей правительства по
    обеспечению гендерного равенства.

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.